​Метод Дельфи: и к гадалке не ходи, или как узнать тренды индустрии с помощью исследования

Всем интересно знать будущее или получить совет, как поступить в сложной ситуации.

Метод разработан в 1950–1960-е годы для прогнозирования влияния научных открытий и технологий будущего на методы ведения военных действий.

Назван в честь древнегреческого города Дельфы и проживавшего там оракула. Он давал Богу Аполлону предсказания и советы.

Особенности: анонимность; поэтапность; заочность.

Метод Дельфи состоит из нескольких последовательных этапов:

– Подготовительный этап. Формируются две группы:

1. Экспертная — эксперты имеющие компетенции и релевантный опыт в сфере;

2. Организационная — сбор и анализ ответов экспертов.

– Основной этап. Сбор мнений в несколько раундов.

1 раунд. Организационная группа формулирует проблему и делает опрос экспертов по общим вопросам. На основе мнения аналитики составляют еще более конкретный опросник.

2 раунд. Сбор мнений экспертов. После каждого раунда организаторы анализируют ответы и предоставляют выводы экспертам. После получения результатов они могут изменить свои первоначальные мнения, принимая доводы других экспертов.

3 раунд (раундов может быть и больше). Аналитики обобщают мнения. В случае если точки зрения постоянно расходятся и достичь консенсуса не удается, то, возможно, на предыдущих шагах были совершены ошибки или не были учтены ключевые аспекты проблемы. 

Основная цель — добиться согласованности мнений экспертов для разработки общих рекомендаций.

– Аналитический этап. Вырабатываются окончательные рекомендации для решения поставленной проблемы.

Принципы метода:

– Компетентность экспертов. Количество экспертов должно быть достаточным для адекватного проведения исследования, но максимально 20.

– Независимое мнение.

– Четкие формулировки вопросов, которые не подразумевают двойных трактований.

– Открытость информации.

– Определенные временные рамки. Временной промежуток между раундами предполагает интервал не более месяца.

Плюсы метода:

– Свободное высказывание. Анонимный и независимый характер метода позволяет свободно высказывать мнения и не опасаться конфликтов.

– Рефлексия. Благодаря процессу обратной связи и доступности информации метод позволяет задуматься о сути проблемы, пересмотреть свои мнения или, наоборот, убедиться в их объективности.

– Адаптивность. Метод может применяться для прогнозирования в любой сфере, где нужны реалистичные рекомендации.

Минусы метода:

– Влияние. Участники не находятся под взаимным влиянием, однако у организаторов есть возможность влиять на экспертов.

– Коллективное мнение. Цель метода — согласованность мнений. Но общее мнение не всегда самое верное. Чтобы достичь цели, организационная группа может начать манипулировать участниками и стремиться к совпадению мнений.

– Отбрасывание нестандартных решений. Аналитическая группа обобщает мнения экспертов, оценивает по определенным критериям и не берет в расчет новые креативные решения, которые могут быть очень полезны.

– Времязатратность. Метод не подойдет, если нужно получить результаты и рекомендации быстро. Между этапами и раундами проходят минимум сутки, максимум месяц. К тому же для эффективного процесса нужен не только временной, но финансовый и человеческий ресурс.

– Сложная интерпретация. В России этот метод пока не очень распространен именно из-за отсутствия опыта в анализе информации.

Чтобы нивелировать недостатки метода, можно предпринять следующие шаги:

– формировать аналитическую группу из беспристрастных участников из различных сфер;

– подбирать экспертов с разносторонним опытом и делить их на группы;

– брать во внимание не только основные мнения экспертов, но и учитывать креативные и нестандартные подходы.

Таким образом, метод Дельфи представляет собой метод экспертных оценок, а не только сбор информации по проблеме. Важно не просто собрать мнения экспертов, но грамотно проанализировать их.

Тем не менее, способ поиска решения методом Дельфи оправдывает себя, когда нужно представить экспертные прогнозы для развития бизнеса, науки или образования.

Этот пост был создан с помощью нашей красивой и простой формы отправки. Создайте свой пост!

Пожаловаться

Что вы думаете?

493 балла
Upvote Downvote

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

GIPHY App Key not set. Please check settings